Луис Бунюэль

Луис Бунюэль Портолес — испанский кинорежиссер, один из крупнейших представителей сюрреализма в кинематографии. Родился 22 февраля 1900 в деревне Каланда в провинции Теруэль (Арагон, Испания). Семья переехала в Сарагосу, когда Луису было всего четыре месяца. Он учился в иезуитской школе Колежио дель Сальвадор. Строгая дисциплина и религиозное образование оказали на него большое влияние, на всю жизнь он стал яростным противником католической церкви. В 1917 году Луис поступил в Мадридский университет, в котором изучал агрономию, позднее естественную историю (его учителем был крупный энтомолог Игнасио Боливар), а в итоге получил степень в области искусств. Во время обучения в Мадриде Бунюэль тесно сошелся с богемным кругом «Студенческой резиденции». Он познакомился с Сальвадором Дали и Федерико Гарсией Лоркой, которые стали его близкими друзьями. Их объединяла любовь к искусству. Многие идеи для своих сюрреалистических фильмов Луис Бунюэль почерпнул именно из общения с Лоркой. В 1924 году Луис закончил университет и в 1925-м переехал в Париж. Во Франции он работал секретарем Эухенио д’Орса в Международном институте интеллектуального сотрудничества. В 1926 году Бунюэль поступил в киношколу знаменитого французского режиссера Жана Эпштейна. Он публиковал рецензии и статьи о кино в парижской прессе. С 1928 года Бунюэль стал сотрудничать с мадридским киноклубом, он посылал туда фильмы и приезжал для чтения лекций.

В 1929 году Бунюэль снял свой первый фильм. Это была короткометражная картина «Андалузский пес», сценарий к ней Бунюэль написал вместе с Сальвадором Дали. Премьера фильма состоялась 6 июня 1929 года в Париже, на ней присутсвовали самые известные деятели искусств того времени, в том числе Пикассо, Ле Корбюзье и Кокто. Дали и Бунюэль добились одновременно скандальной славы и признания среди коллег. После премьеры они были формально приняты в члены группы сюрреалистов, возглавляемой поэтом Андре Бретоном. В ноябре этого же года французский меценат виконт Шарль де Ноай заказал Дали и Бунюэлю продолжение «Андалузского пса». В результате получился часовой фильм «Золотой век», его премьера прошла в ноябре 1930 года. Вскоре этот фильм был запрещен властями Испании.

В 1932 году Бунуэль вернулся в Испанию. По некоторым сведениям, он к тому времени вступил в Коммунистическую партию Испании, хотя сам он это отрицал. В 1934 году он женился на француженке Жанне Рукар, с которой его уже связывали восемь лет отношений, и переехал в Мадрид, где работал в отделе дублирования в подразделении Warner Brothers. В браке родилось двое сыновей — Хуан Луис (1934), впоследствии ставший режиссером, и Рафаэль (1940), ставший скульптором и режиссером.

В сентябре 1936 года уехал в Женеву, а затем в Париж. В 1938 году Бунюэль попросил направить его в Голливуд, чтобы консультировать американские студии при подготовке фильмов о войне в Испании. После победы Франко и начала Второй мировой войны Луис Бунюэль остался в Соединенных Штатах. ему не удалось получить работу на киностудии, и он устроился в Нью-Йоркский музей современного искусства. Бунюэль занимался подбором и монтажом антинацистских фильмов для распространения их в Латинской Америке. В 1943 году ему пришлось уйти из музея, так как в 1942 году была опубликована книга мемуаров Сальвадора Дали, в которой Бунюэль описывался как марксист и атеист. Это сразу поставило под сомнение его благонадежность для американских властей.

В 1946 году Бунюэль переехал в Мексику. В Мехико Бунюэль познакомился с местным продюсером Оскаром Дансигерсом. Первой совместной работой режиссера и продюсера стал мюзикл «Большое казино» (1947). Он принял мексиканское гражданство. За восемнадцать лет (с 1946 по 1965 год), проведеннных в Мексике, Бунюэль снял 21 фильм. В 1960 году он познакомился с испанским режиссером Карлосом Саурой, и тот убедил снять фильм в Испании. Кинокартина «Виридиана», вышедшая в 1961 году, получила «Золотую пальмовую ветвь» на кинофестивале в Каннах, но в самой Испании он был запрещен. После скандала с картиной Бунюэль вновь вернулся в Мексику.

В 1966 году Бунюэль снял во Франции фильм «Дневная красавица» с Катрин Денёв в главной роли. История Северин, порядочной женщины, жены богатого буржуа, днем приходящей в публичный дом, принесла режиссеру «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.

В 1968 году Луис Бунюэль вернулся в Испанию. Здесь он снял еще несколько фильмов. Всего за свою жизнь он снял около сорока кинокартин. Одной из самых известных стала кртина «Скромное обаяние буржуазии» (1972), получившая «Оскара» в номинации «Иностранный фильм». Последней его работой стала экранизация романа Пьера Луи «Женщина и плясун», названная «Этот смутный объект желания» (1977).

В конце 1960-х годов у Луиса Бунюэля начались серьезные проблемы со здоровьем, и он полностью отошел от дел. В 1982 году вышла книга воспоминаний Бунюэля под названием «Мой последний вздох», написанная в соавторстве с Каррьером.

29 июля 1983 года Бунюэль умер в больнице American-British Cowdray Hospital в Мехико от цирроза печени. Так как Бунюэль был атеистом, то прощание с ним проходило без религиозных обрядов. Тело было кремировано, урна с прахом осталась у вдовы, которая до конца своей жизни отказывалась рассказать о судьбе останков.