Театр «Ла Баррака»

После установления Второй республики в апреле 1931 года перед прогрессивно настроенной молодежью открывались новые горизонты. Федерико воспринял перемены с восторгом, для него это была надежда на прорыв в области культуры. Тем более, что к власти пришли люди, очень близкие к искусству и культуре: Мануэль Асанья, родственник режиссера-постановщика Киприано Риваса Черифа, поставившего в Гранаде «Мариану Пинеду»; Марчелино Доминго, который станет затем министром общественного образования; Сантьяго Казарес — это отец знаменитой в будущем актрисы Марии Казарес: став изгнанником, он заберет с собой дочь в Париж, и там она станет одной из выдающихся французских актрис; Алькала-Самора, Алехандро Леру, Фернандо де лос Риос, давний друг семейства Лорка.

Театр «Ла Баррака» (с исп. «балаган») был создан в 1931 году. Проект передвижного народного театра, состоящего из добровольцев, зародился в группе студентов факультета философии и словесности в Мадриде. Главной целью такого театра было просвещение крестьянских масс, эта идея была очень популярна в среде республиканцев. С просьбой возглавить театр они обратились к Федерико, который в то время жил в «Резиденции». Лорка принял это предложение с энтузиазмом, оно напомнило о днях юности, когда он вместе с Мануэлем де Фалья мечтал создать кукольный театр и пройти с ним по всей Андалузии. Кроме Федерико, студенты пригласили для сотрудничества молодого драматурга Эдуардо Угарте, в отличие от Лорки, он предпочитал оставаться в тени. Был решен вопрос с финансированием. Фернандо де лос Риос пожертвовал сто тысяч песет на организацию этого мероприятия, став, таким образом, его «крестным отцом». Позднее народный театр финансировался за счет государственного бюджета. Существовал театр в течение пяти лет, до 1936 года. У театра были как сторонники, так и противники. Представители правых националистических сил Испании яростно противодействовали деятельности народного театра, они усматривали в нем опасность пропаганды марксистских идей.

Труппа театра состояла из 18—20-летних студентов, которые могли играть только во время летних каникул. Всего их было тридцать человек, из них всего пять или шесть девушек. В одном из интервью Федерико так рассказывал о принципе отбора актеров: «Все наши актеры — студенты Мадридского университета. Мы отбираем тех, кто прошел все туры. В первом может участвовать всякий, кто чувствует призвание к театру. Для начала мы предлагаем почитать стихи или прозу с листа. Те, кого мы оставляем после неизбежного отсева, во втором туре читают (уже на память) стихи или прозу по своему выбору. После второго отсева те, кто, по нашему мнению, проявил способности, могут участвовать в третьем туре: каждый играет роль, которую он выбрал. Затем мы предлагаем ему сыграть и все остальные роли в пьесе. Того, кто прошел все три тура, мы заносим в нашу картотеку — это наше нововведение. В этом каталоге больше сотни актрис и актеров: карточки с их именами расположены по разделам в соответствии с амплуа. Достаточно заглянуть в картотеку, чтобы выяснить, кто может сыграть ту или иную роль. На карточке рядом с именем и фамилией указано: "Первый любовник", "Соблазнитель", "Роковая женщина", "Инженю", "Горемыка", "Предатель", "Мошенник", "Злодей"». Одежда актеров театра могла показаться вызывающей консервативным кругам, привыкшим к буржуазному театру «с наглухо застегнутым воротником. мужчины носили рабочую спецодежду из голубого полотна, девушки — строгие бело-голубые платья. На груди с левой стороны на всех костюмах была изображена эмблема театра: театральная маска на колесе Фортуны, напоминающая колесо повозки бродячих артистов. Актеров народного театра стали называть barracos.

В декабре 1931 года в амфитеатре Мадридского университета состоялись пробные показы спектаклей «Ла Баррака». Были представлены три короткие пьесы Сервантеса и пьеса-мистерия Кальдерона «Жизнь — это сон». Представления стали крупными культурными мероприятиями. На них присутствовали многие высокопоставленные лица, причем не только университетские: были и политики, и даже дипломатический корпус. И конечно, «весь Мадрид», интеллектуальный и артистический. После успешных премьер народный театр был готов к путешествию по дорогам испанской провинции. Нужно отметить, что все представления театра были бесплатными.

Первая поездка по провинции состоялась летом 1932 года. Труппа выехала 10 июля и направилась на север от Мадрида. Первый городок на их пути — Бурго-де-Осма. Здесь на площади артисты быстро соорудили подмостки, и вечером перед присутствующими дали свое первое представление. Это были три интермедии Сервантеса, основанные на фольклоре. Зрители одобрительно восприняли представление, тем более, что игра актеров и декорации были рассчитаны на то, чтобы произвести впечатление именно на простых сельских жителей, никогда ничего подобного не видевших. Затем последовали представления в Сан-Леонардо, Винуэса, Агреда, Сориа... Не всегда зрители доброжелательно относились к актерам. В Сориа толпа агрессивно настроенных парней, подстрекаемых правыми националистами, пытались взять приступом сцену. К счастью, попытка не удалась.

Театр продолжал свою работу вплоть до 1936 года. Последнее представление состоялось 14 апреля 1936 года. За время своего существования актеры народного театра «Ла Баррака» дали представления в более чем шестидесяти селениях испанской провинции. После прихода к власти генерала Франко финансирование театра прекратилось, да и сама идея существования народного передвижного театра оказалась совершенно ненужной.

Репертуар народного театра

Главная цель, которую преследовал поэт, возглавляя театр «Ла Баррака», заключалась в том, чтобы знакомить жителей отдаленных уголков страны с классическими произведениями испанских авторов. Лорка подбирал пьесы, которые должны были быть доступны простым крестьянам. В репертуаре народного театра были интермедии Мигеля де Сервантеса, основанные на фольклоре. В одной из них, которая называлась «Пещера в Саламанке», описывалось неудачная семейная жизнь, по ее сюжету легкомысленный студент, обманув доверчивого супруга, помогает его неверной жене выпутаться из сложного положения, в которое она попала. Вторая пьеса — остроумная комедия «Два болтуна». В третьей пьесе Сервантеса — «Бдительный стражник» — рассказывалось о ловкой служанке, за которой ухаживают сразу двое — богатый ризничий и голодный солдат из Фландрии. Служанка некоторое время колеблется между материальным интересом (богатым ризничим) и зовом души (солдатом) — и все это подается с бесподобным юмором, который с тех давних пор так и зовется — сервантесовским. Вообще выбор произведений Сервантеса был не случаен, Лорка мечтал дать им новую жизнь — «на солнечном свету и свежем деревенском воздухе», поэтому он взял себе за обыкновение перед спектаклем, стоя на авансцене, объяснять зрителям, что такое есть культура и какую важную задачу решает молодая Испанская республика, заботясь о их развитии и образовании.

Кроме Сервантеса, артисты народного театра показывали комедию Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»). Сельские жители ее встречали бурным ликованием, ведь в ней шла речь о молчаливом бунте всей деревни против королевского офицера, который совершил насилие над местной девушкой, но, представ перед судом, был оправдан. Кстати, немного позже, в годы гражданской войны, эта классическая комедия с ее бунтарским духом стала одной из самых популярных в театрах Испании — настолько актуальным было ее звучание. Лорка ставил на сцене народного театра пьесы Тирсо де Молины «Дон Жуан» и «Севильский озорник», несколько пьес Лопе де Руэды.

Еще надо отметить пьесу «auto sacramental» (испанский вариант средневековой мистерии) Кальдерона «Жизнь — это сон». В своей постановке этой религиозной мистерии Лорка парадоксальным образом подчеркнул ее комедийный характер. Персонажи пьесы аллегоричны, а персонаж Сехизмундо у Лорки становится Человеком вообще. Вокруг него действуют Четыре Стихии, Тень, Свет, Благодать, Свободный Судья... Поэт явно намеревался перешагнуть здесь искусственную границу между светским и религиозным и бросить вызов консервативным кругам, давая представление поучительное и в то же время блистательно зрелищное. Он ярко представил идею Всемогущего Бога и ничтожество Человека, который мечется между Светом и Тенью, между Благодатью и Грехом! В этой пьесе сам Федерико играл роль Тени, предстающей в виде фигуры, полностью укутанной в длинные черные покрывала, голова покрыта капюшоном, лицо скрывает вуаль. В лорковской версии Человек выбрасывает в окно Здравый Смысл и оказывается скованным со своим заблуждением. После раскаяния Человека в последнем акте Мудрость, олицетворяющая Христа, освобождает его от оков, после чего занимает его место у пыточного столба. Тень и Сумеречный Принц пытаются убить Человека. В конце Человек оказывается спасен, и в вышних сферах славят Господа. Аллилуйя!

Великая заслуга Лорки и в том, что он извлек из пыли забвения драматургов-классиков: Сервантеса, Лопе де Вегу, Кальдерона, Тирсо де Молину — и доказал, что они вовсе не «ископаемые» и должны продолжать жить рядом с громкими именами современности — такими как Антонио Мачадо: его драматическую поэму «Земля Альваргонсалеса» Лорка тоже представил на своей сцене. На самом деле, его театр «Ла Баррака», «современная сцена в чисто народном духе», был великим культурным достижением Второй республики.